Приказ на инвентаризацию кассы постоянно действующая комиссия

приказ на инвентаризацию кассы постоянно действующая комиссия

Процесс инвентаризации подразумевает проверку наличия имущества и материальных ценностей предприятия для составления учетной документации работниками бухгалтерии.

Что такое инвентаризация

Закон федерального значения «О бухгалтерском учете», изданный под порядковым номером 402-ФЗ, выводит следующее определение термина “инвентаризация”.

Это проверка материальных ценностей и основных средств предприятия, а также объектов имущества, их качественных характеристик, финансовых обязательств и других параметров на соответствие фактическим регистрационным данным бухгалтерского учета.

Алгоритм проведения описываемой процедуры регламентируется приказом Министерства финансов «Об инвентаризации», изданным под порядковым номером 49. Процесс выполняется в четыре этапа:

  1. Подготовительный. Руководитель обязан составить приказ о проведении инвентаризации и собрать инвентаризационную комиссию. На данном шаге определяют сроки проведения процедуры и перечень объектов, которые подлежат проверке.
  2. Второй этап – это непосредственно выполнение проверочных мероприятий.
  3. Далее производится анализ собранных результатов путем их сверки с бухгалтерской отчетностью.
  4. Заключительный шаг – формирование отчета об итогах, определение недостач и ошибок, объявление санкций в отношении ответственных лиц, признанных виновными в совершении нарушений.

Стандартные правила обязывают компании выполнять описываемый процесс проверки не реже, чем один раз в течение года.

Виды инвентаризации

В силу специфичности деятельности различных предприятий процесс инвентаризации делится на несколько видов. Классификация производится по нескольким признакам. Частота проведения:

  • согласно графику – действующее законодательство обязывает организации выполнять проверку имущества не реже чем один раз в календарный год, но не позднее, чем до первого ноября;
  • внеплановая инвентаризация – как можно понять из названия, отличие заключается во внезапности: в большинстве случаев причиной является инициация аудита контрольно-надзорными учреждениями.

Объекты аудита:

  • полный – процедура затрагивает все имущество, материальные ценности и обязательства;
  • частичный – проверке подвергаются объекты определенного типа.

Также разделение производится по способам осуществления аудита. Документальный – проверке подвергается исключительно документация, натуральный – процедура подразумевает проверку как документов, так и объектов.

В каких случаях проводится

Помимо планового ежегодного аудита, законодательство подразумевает следующий перечень случаев, которые в обязательном порядке требуют выполнения инвентаризации:

Процесс аудита может быть инициирован как руководителем предприятия посредством издания соответствующего приказа, так и контрольно-надзорными органами. Во втором случае организация заранее уведомляется о необходимости предоставления доступа к имуществу и документам для их проверки.

Образец приказа о проведении инвентаризации

Постановление Государственного комитета статистики России, изданное под номером 88, регламентирует унифицированный бланк приказа на осуществление инвентаризации. Он обозначается индексом ИНВ-22 (скачать бланк xls). Данная форма актуальна как для планового, так и для внепланового аудита.

Возможны ситуации, когда типовая форма по тем или иным причинам не подходит организации. В таком случае ей предоставляется право составления документа на самостоятельно разработанном бланке, регламентированным соответствующим внутренним нормативным актом предприятия. В итоговом варианте документа обязательно должны указываться следующие сведения:

  • полное наименование компании с указанием формы;
  • учетный порядковый номер приказа и дата его издания;
  • цель выполнения аудита;
  • перечень объектов, которые затронет приближающаяся проверка;
  • перечень подразделений, филиалов и представительств, которые затронет проверка (при их наличии);
  • сроки осуществления инвентаризации;
  • перечень работников, входящих в комиссию, а также Ф. И. О. и должность сотрудника, выбранного председателем;
  • собственноручная подпись руководителя или другого сотрудника, обладающего полномочиями на издание подобного рода документации.

На законодательном уровне отсутствуют требования включения в состав инвентаризационной комиссии исключительно работников организации. Предприятиям разрешается пользоваться услугами сторонних аудиторских компаний.

После официального утверждения приказа его реквизиты регистрируются в журнале учета и контроля документации в организации. Он может вестись по универсальной форме, издаваемой под индексом ИНВ-23 (скачать бланк pdf), или на разработанном в организации бланке.

Образец приказа о проведении инвентаризации:

Как сформировать комиссию

Комиссия на аудит утверждается посредством издания соответствующего приказа. В ее состав могут входить:

  • лица, занимающие руководящие должности в компании;
  • работники бухгалтерского отдела;
  • материально ответственные работники;
  • сотрудники сторонних аудиторских организаций.

Если на дату старта инвентаризации один из утвержденных членов комиссии не может приступить к выполнению возложенных обязанностей, например, по причине командировки или временной нетрудоспособности, то руководитель обязан издать документ, назначающий ему замену. С ним должны быть ознакомлены под подпись все остальные члены комиссии.

Образец приказа о создании комиссии

Образец приказа о создании инвентаризационной комиссии:

После выполнения основных проверочных мероприятий комиссия обязана подготовить и документально оформить отчеты о результатах аудита.

Все обнаруженные неточности, ошибки и нарушения требуется указать в специализированной ведомости учета.

Для ее ведения постановлением Государственного комитета статистики, изданным под номером 26, предусмотрена универсальная типовая форма. Она зафиксирована под номером ИНВ-26 (скачать xls).

В конечном счете, после обсуждения результатов и назначения мер ответственности в отношении виновных в нарушениях должностных лиц, руководитель обязан издать приказ об итогах аудита. Он составляется по свободной форме. Типовой образец документа:

(: 1, средняя оценка: 5,00

Источник: https://slovojurista.online/obrazec-prikaza-o-sozdanii-komissii-po-inventarizacii.html

No related posts.

Содержание:

Как оформить документы при инвентаризации кассы

Бланк по форме ИНВ-15 используется для отображения результатов описи денег в кассе.

Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88 (ред. от 03.05.2000) «Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту кассовых операций, по учёту результатов инвентаризации».

Правила оформления ИНВ-15

Если ревизия кассы плановая, то чистых бланков понадобится 2 экземпляра (для бухгалтерии и материально ответственного лица). В случае внеплановой проверки — 3 экземпляра. Бланки обязательно должны быть в наличии.

Скачивать бланк ИНВ-15 можно по этой ссылке.

При проведении инвентаризации все кассовые операции приостанавливаются.

Все члены комиссии, перечисленные в приказе, обязательно должны присутствовать при описи.

Все записи в бланке ИНВ-15 делаются без помарок и подчисток. Если необходимо внести изменения в бланк описи, они согласовываются всеми членов комиссии. Пример заполнения первой страницы бланка приведён ниже.

В бланке ИНВ-15 при заполнении выделяют 3 блока. Первый — сведения об организации, второй — опись данных при инвентаризации, третий — заполнение объяснительной записки.

Заполнение оборотной стороны бланка ИНВ-15 заключается в изложении причин, вызвавших недостачи или излишки. Если сумма денег в кассе совпадает с данными бухгалтерского учёта, соответствующий раздел остаётся пустым.

Как должен оформляться приказ

Руководитель издаёт приказ о проведении описи денег в кассы. Форма приказа ИНВ-22. На основании утверждённого приказа комиссия получает доступ к автоматизированному рабочему месту ответственного лица. В том числе к сведению принимаются все документы на бумажном носителе (приходные и расходные ордера, кассовая книга).

Члены инвентаризационной комиссии пересчитывают имеющиеся в кассе наличные деньги и сверяют эту сумму с остатком по кассовой книге. Если есть ПКО и РКО, которые не внесены в кассовую книгу в течение дня, то отражённые в них суммы берутся в расчёт.

Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88 (ред. от 03.05.2000) «Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту кассовых операций, по учёту результатов инвентаризации».

Бланк приказа о проведении пересчёта денег в кассе приведён ниже.

Образец заполнения сличительной ведомости

Отдельной ведомости сверки при ревизии наличности в кассе законом РФ не предусмотрено. Все записи такого плана делаются в заполняемом при инвентаризации бланке ИНВ-15. Форма этого бланка поделена на три блока.

В первый блок вносятся сведения организационного типа: наименование организации, данные приказа об инвентаризации. А вот второй блок бланка уже содержит сведения о результатах сверки. Итог получают путём сопоставления полученной суммы при подсчёте с данными бухгалтерского учёта. Если имеются расхождения, то указывается сумма разницы.

Третий блок бланка ИНВ-15 заполняется в том случае, когда обнаружена разница между фактической суммой и данными бухгалтерии. Материально ответственное лицо пишет объяснительную записку, где поясняет причины случившегося.

Итоги проверки ТМЦ и еще один приказ

По окончании процедуры подсчета и сопоставления результатов члены комиссии должны надлежащим образом оформить результаты проверки. Все выявленные расхождения необходимо зафиксировать в ведомости учета результатов (форма № ИНВ-26) из Постановления Госкомстата от 27.03.2000 № 26. А после обсуждения результатов и вынесения инвентаризационной комиссией вердикта, который записывается в специальном протоколе, руководитель должен издать еще один приказ, на этот раз об итогах проверочных мероприятий и результатах, которые были достигнуты. Следует привести реакцию руководителя фирмы на предложения членов комиссии и распоряжения о необходимых действиях. Это могут быть: дополнительная проверка, санкции для виновных лиц, введение дополнительных мер безопасности. Этим же локальным актом назначаются ответственные за его исполнение работники, которых также следует ознакомить с документом под подпись. Контроль за исполнением распоряжения обычно оставляет за собой директор фирмы.

Скачать бесплатно образец приказа по итогам инвентаризации

Скачать

Постоянно действующая инвентаризационная комиссия

УТВЕРЖДЕНОприказом директора государственного бюджетного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Центр социального обслуживания населения в муниципальном образовании Ямальский район»от «27» апреля 2015 года № 59-ОД

ПОЛОЖЕНИЕ

о постоянно действующей инвентаризационной комиссии

в ГБУ ЯНАО «ЦСОН в МО Ямальский район»

1. Общие положения

1.1. Постоянно действующая комиссия по инвентаризации имущества и финансовых обязательств в ГБУ ЯНАО «ЦСОН в МО Ямальский район» (далее – Комиссия) создана для осуществления контроля над сохранностью и эффективным использованием имущества учреждения.

1.2. Комиссия при организации и проведении инвентаризации руководствуется статьей 11 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктами 6 и 20 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

2. Основные задачи Комиссии

2.1. Основной задачей Комиссии является проведение инвентаризации имущества по его местонахождению и материально ответственному лицу, выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения в учете обязательств, подготовка документов по списанию основных средств и материальных запасов.

3. Организация деятельности Комиссии

3.1. Комиссию возглавляет председатель, утверждается приказом по Учреждению.

Председатель:

  • осуществляет общее руководство работой Комиссии;
  • распределяет обязанности и дает поручения членам Комиссии, обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов;
  • несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комиссию задач.

3.2. Состав Комиссии назначается приказом по Учреждению. Комиссия должна состоять не менее чем из пяти человек.

В Комиссию могут входить:

  • представители администрации;
  • сотрудники бухгалтерии и служб внутреннего контроля (аудита);
  • независимый консультант (аудитор) на договорной основе;
  • специалисты других служб и отделов.

Инвентаризация проводится в присутствии всех членов Комиссии. Отсутствие хотя бы одного члена Комиссии служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

3.3. При проверке имущества присутствие материально ответственных лиц обязательно.

3.4. Комиссия проводит инвентаризации:

  • внеочередные:– при передаче имущества ГБУ ЯНАО «ЦСОН в МО Ямальский район» в аренду, при выкупе, продаже;

— при смене материально ответственных лиц;

— при выявлении фактов хищений, злоупотреблений или порчи имущества;

— в случае стихийного бедствия, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

— при реорганизации или ликвидации Учреждения;

  • ежегодные – по графику, утвержденному приказом, в том числе перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • внезапные инвентаризации кассы – по Учреждению;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством и иными нормативно-правовыми документами.

4. Полномочия Комиссии при проведении инвентаризации финансовых и нефинансовых активов

4.1.

Комиссия при проведении инвентаризации обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, материальных запасов, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Описи составляются по унифицированным бланкам, утвержденным приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н.

Описи в двух экземплярах подписывают все члены Комиссии и материально ответственные лица.

4.2. При инвентаризации основных средств Комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, инвентарные номера.

Основными задачами Комиссии по инвентаризации основных средств являются:

  • выявление фактического наличия имущества;
  • сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета.

4.3. При инвентаризации материальных запасов Комиссия в присутствии материально ответственного лица должна пересчитать, перевесить или перемерить имеющиеся по месту хранения материальные ценности.

4.4. Основными задачами Комиссии по инвентаризации нематериальных активов являются:

  • проверка наличия документов, подтверждающих права организации на их использование;
  • правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.

4.5. Инвентаризация кассы производится Комиссией.

4.6. При инвентаризации расчетов Комиссия путем документальной проверки устанавливает:

  • правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями;
  • правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
  • правильность и обоснованность сумм дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

4.7. Комиссия принимает решение о списании дебиторской и кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности.

5. Оформление результатов инвентаризации и регулирование выявленных расхождений

5.1. По итогам Комиссия составляет акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Этот акт представляется на рассмотрение и утверждение руководителю с приложением ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504835).

5.2. По всем недостачам и излишкам Комиссия получает письменные объяснения материально ответственных лиц. Они должны быть отражены в инвентаризационных описях (актах). На основании представленных объяснений и материалов проверок Комиссия определяет причины и характер выявленных отклонений от данных бухгалтерского учета.

5.3. По результатам инвентаризации председатель Комиссии подготавливает руководителю предложения:

  • по отнесению недостач имущества, а также имущества, пришедшего в негодность, за счет виновных лиц либо по их списанию;
  • по оприходованию излишков;
  • по списанию нереальной к взысканию дебиторской и невостребованной кредиторской задолженности;
  • по оптимизации приема, хранения и отпуска материальных ценностей;
  • другие предложения.

6. Права Комиссии

6.1. Комиссия имеет право:

  • получать от структурных подразделений документы, необходимые для выполнения Комиссией своих задач;
  • требовать создания условий, обеспечивающих полную и точную проверку фактического наличия имущества;
  • опечатать складские и другие служебные помещения при уходе членов Комиссии, если инвентаризация проводится в течение нескольких дней.

7. Ответственность Комиссии

7.1. Постоянно действующая Комиссия несет ответственность:

  • за полноту и точность внесения в инвентаризационные описи (сличительные ведомости) данных о фактическом наличии (об остатках) объектов инвентаризации;
  • за правильность указания в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях) признаков нефинансовых и финансовых активов (наименование, тип, марка и другие признаки);
  • за сокрытие выявленных нарушений;
  • за правильность и своевременность оформления результатов инвентаризации.

8. Заключительные положения

Зачем нужна постоянно действующая комиссия

Любая комиссия — временная или постоянно действующая — создается при руководителе компании и представляет собой коллегиальный совещательный орган.

«Коллегиальный» означает, что в его состав входит несколько человек, которые являются коллегами, т. е. сотрудниками одной и той же компании.

«Совещательный» значит, что этот орган не принимает никаких решений и советует руководителю, как поступить в той или иной ситуации.

Все виды комиссий создаются приказом по основной деятельности. Временные — на конкретный срок, постоянно действующие — на неопределенный.

И временная, и постоянная комиссии имеют правление: председателя и секретаря.

Деятельность постоянно действующего органа регулируется положением, например, Положением об инвентаризационной комиссии или Положением о постоянно действующей комиссии по списанию материальных ценностей.

Постоянно действующая комиссия по своему статусу приравниваются к комитету или совету. Члены коллегиального органа собираются для решения конкретных задач. Таким задачами могут стать аттестация сотрудников, инвентаризация, списание материальных ценностей, расследование несчастного случая и т. д.

Кого можно включать в состав постоянно действующей комиссии

В состав постоянно действующей комиссии включаются сотрудники компании, связанные с задачами, которые будет решать этот орган. Сотрудники должны иметь необходимое образование, квалификацию и опыт. Как правило, это специалисты высокого уровня, имеющие авторитет у коллег и руководства.

Иногда к участию в заседаниях совещательного органа привлекают сторонних экспертов. Например, в случаях, когда вопросы касаются нового оборудования, высоких технологий или специфических объектов.

Председатель постоянно действующей комиссии составляет план работы, несет ответственность за проведение мероприятий.

Секретарь органа отвечает за документационное обеспечение деятельности.

Каждый специалист, включенный в состав комиссии, должен быть упомянут в приказе руководителя о создании этого органа.

Еще о комиссии читайте на сайте «PRO-Делопроизводство»

  • Приказ о назначении комиссии
  • Экспертная комиссия в организации
  • Организационно-распорядительные документы: приказываем и распоряжаемся грамотно

Кто составляет приказ

Текст приказа о постоянно действующей комиссии составляет секретарь организации. Приказ утверждает и подписывает руководитель организации. Без подписи приказ не будет обладать юридической силой.

Можно ли обойтись без приказа

Иногда руководители организаций недооценивают роль этого совещательного органа. Они полагают, что устного распоряжения о создании постоянно действующей комиссии достаточно и можно обойтись без издания специального приказа.

Это приведет к тому, что решения постоянно действующей комиссии утратят легитимность.

Работу комиссии оценивают проверяющие органы разных ведомств — налоговой службы или трудовой инспекции. Незаконная деятельность избранного органа приведет к штрафным санкциям.

Важно не только документально оформить работу коллегиального органа, но контролировать ее на всех этапах.

Основание и обоснование для приказа

Любой распорядительный документ по основной деятельности имеет основание и обоснование. Основание — это ссылка на документ или нормативный акт, инициирующий издание распоряжения. Обоснование — объективная причина для его издания.

Основание для приказа о создании постоянно действующей комиссии — ссылка на законодательную норму, которая регламентирует деятельность коллегиальных органов данного типа. Например, приказ о создании постоянно действующей инвентаризационной комиссии может начинаться так:

В соответствии с пунктом 2.2 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

Причиной создания постоянно действующей инвентаризационной комиссии может стать:

…в целях проведения инвентаризации имущества, финансовых активов и обязательств в 2018 году.

Как составить приказ о создании комиссии

Унифицированные формы первичных кадровых и бухгалтерских документов, обязательные к применению до 2013 года, в 2018 году отменены. По этой причине форма приказа о назначении постоянно действующей комиссии разрабатывается каждой компанией самостоятельно.

Документ составляют либо в произвольной форме, либо по шаблону, утвержденному локальным нормативным актом компании.

Каждый распорядительный документ содержит ряд обязательных реквизитов:

  • Регистрационный номер.
  • Дата и место издания.
  • Название компании, в которой он издан.
  • Заголовок документа. Например: «Приказ о создании постоянно действующей инвентаризационной комиссии».
  • Ссылка на норму закона, ставшую основанием издания.
  • Обоснование.
  • Список членов комиссии.
  • Ссылка на Положение о постоянно действующей комиссии.
  • Инструкция для членов комиссии или ссылка на нее.
  • Сведения об ответственном за исполнение приказа.

Читайте о приказе о создании комиссии в электронном журнале «Справочник секретаря и офис-менеджера»

  • Как хранить приложения к приказам?
  • Как работать с приказами в организации: по материалам вебинара
  • Как создать шаблон распорядительного документа в MS Word

Правила составления текста

  1. Преамбула или констатирующая часть. Здесь приводятся основание и обоснование распорядительного документа, о которых мы уже говорили. Примеры обоснования:

В целях проведения инвентаризации имущества…Во исполнение приказа ООО «Темп» от 23.04.2018 №4897 для проведения экспертизы ценности документов…

В целях предупреждения производственного травматизма..

Источник: https://tforeanda.ru/postoyanno-dejstvuyushhaya-inventarizatsionnaya-komissiya/

Порядок проведения инвентаризации кассы

Непосредственно перед началом проведения инвентаризации все кассовые операции прекращаются, комиссии предоставляются последние приходные и расходные кассовые документы. Материально ответственные лица подтверждают, что все расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, все выбывшие средства списаны в расход.

Далее проводится сама инвентаризация кассы, которая включает в себя полный подсчет имеющейся наличности в кассе. Пересчет денег производится под строгим наблюдением всех членов комиссии. Выявленную сумму денежных средств сравнивают с остатками по данным первичных документов и бухгалтерской программы, обязательно проверяются и показатели ККМ.

В то случае, если в организации осуществляются наличные расчеты с применением ККМ, инвентаризация кассы начинается с проверки фактического наличия в операционных кассах контрольно-кассовой техники, при этом должны быть в наличии документы, связанные с приобретением, регистрацией и вводом в эксплуатацию каждой ККМ.

На практике возможны три варианта результата инвентаризации кассы: соответствие данных учета фактическому наличию денежных средств, выявлена недостача, обнаружен излишек денежных средств в кассе.

Для оформления результатов инвентаризации денежных средств в кассе, а также разных ценностей и документов (наличных денег, марок, чеков (чековых книжек) и других), находящихся в кассе могут оформляться «Акт инвентаризации наличных денежных средств» по форме ИНВ-15 и «Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности» по форме ИНВ-16.

Результаты проведенной инвентаризации денежных средств в кассе оформляются актом в двух экземплярах и подписываются всеми членами комиссии и лицами, ответственными за сохранность ценностей, и доводятся для сведения руководителя организации. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации, второй остается у материально ответственного лица.

При смене материально ответственных лиц акт составляется в трех экземплярах. Один экземпляр передается материально ответственному лицу, сдавшему ценности, второй — материально ответственному лицу, принявшему ценности, и третий — в бухгалтерию.

Для отражения результатов внезапной проверки фактического наличия денежных средств, находящихся в кассе организации или предпринимателя, применяется «Акт о проверке наличных денежных средств кассы» по форме № КМ-9.

Фактический остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными журнала кассира-операциониста, оформляемого по форме № КМ-4. При расхождении результатов сумм на контрольной ленте с суммой наличных денежных средств устанавливается причина расхождения, а выявленные недостачи или излишки заносят в соответствующие графы журнала кассира-операциониста, затем оформляется «Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины» по форме № КМ-1. Применение акта по форме КМ-1 обязательно при использовании ККТ (основание – Письмо ФНС России от 23.06.2014 N ЕД-4-2/11941).

В том случае, если в результате проведения инвентаризации кассы была выявлена недостача, руководителем принимается решение об удержании суммы недостачи с материально ответственного лица или если в недостаче нет вины кассира или она не доказана о списании недостачи за счет средств организации. Решение руководителя отражается на оборотной стороне акта.

Недопустимо хранение личных денежных средств работников в кассе организации, потому что не только недостача, но и излишек денег в кассе является нарушением кассовой дисциплины. Выявленные в кассе излишки денежных средств должны быть изъяты комиссией, оприходованы и также отражены в акте. Помарки, подчистки и исправления в инвентаризационных описях запрещены (основание — п. 2.9 Методических указаний № 49).

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

В бухгалтерском учете результаты инвентаризации кассы в зависимости от ее результата оформляются проводками:

  • Дебет 50 Кредит 91-1 — Выявлена сумма излишка в кассе;
  • Дебет 94 Кредит 50 — Выявлена сумма недостачи в кассе;
  • Дебет 73 Кредит 94 — Выявленная недостача в кассе отнесена на виновных лиц;
  • Дебет 91-2 Кредит 94 — Возмещена (погашена) недостача наличных денежных средств в операционной кассе за счет прочих расходов организации.

В заключении хочется сказать о том, что своевременно проведенная инвентаризация денежных средств в кассе — это прежде всего залог сохранности денежных средств компании, поэтому к процедуре инвентаризации кассы всегда стоит подходить со всей серьезностью и должной основательностью.

Ольга Ульянова,эксперт по вопросам бухгалтерского, налогового и управленческого учета, финансовый директор и совладелица консалтинговой компании «ЭКВИТИ ОМ» (сервис-паровоз). Имеет два высших образования — экономическое и юридическое. Стаж работы в холдинговых структурах, крупных международных компаниях на руководящих позициях (главный бухгалтер, финансовый директор, заместитель генерального директора по бухгалтерскому учету и аудиту, аудитор).

Задача инвентаризации наличных денежных средств, а также других ценностей в кассе предприятия заключается в том, чтобы сверить бухгалтерские данные с данными кассовой книги. Кроме того, остаток денежной наличности должен соответствовать:

  • данным книги кассира-операциониста;
  • данным контрольно-кассовой техники;
  • показателям на кассовой ленте.

Важно! Отсутствие хотя одного из членов инвентаризационной комиссии является поводом для признания результатов кассовой проверки недействительными. Также нельзя проводить инвентаризацию без кассира, ответственного за ценности, в отношении которых назначена проверка (Приложение № 2 Постановления Минтруда России от 31.12.2002 г. № 85, письмо Минфина России от 15.07.2008 г. № 07-05-12/16, п.2.8 Методических указаний № 49).

До начала проверки материально ответственное лицо представляет инвентаризационной комиссии последние (текущие) кассовые документы. В частности, это приходные (форма № КО-1) и расходные кассовые ордера (форма № КО-2) или отчеты о движении денежных средств (например, справка –отчет кассира операциониста формы № КМ-6, Z-отчет и пр.).

Также ответственный работник письменно подтверждает, что:

  • все документы, связанные с кассовыми расчетами, сданы в бухгалтерию или вручены комиссии;
  • поступившие ценности оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Забежим немного вперед и отметим, что для этого в акте инвентаризации наличных денежных средств по форме № ИНВ-15 предусмотрен специальный раздел «Расписка».

Председатель комиссии визирует полученные документы с указанием «до инветаризации на «(дата)»». Это служит основанием для определения работниками бухгалтерии остатков денежных ценностей по данным бухгалтерского учета к моменту начала инвентаризации.

Далее осуществляется сама проверка.

Пересчитывается денежная наличность (бумажные купюры и монеты), а также другие ценности в присутсвии всех членов комиссии. Фактический остаток сверяется с данными кассовой книги. Если кассовый учет автоматизирован, то он сопоставляется с данными программы.

Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности производится по (п.3.41 Методических указаний № 49):

  • видам с учетом их начального и конечного номеров;
  • местам хранения;
  • материально ответственным лицам.

По итогам проверки инвентаризационная комиссия составляет акт инвентаризации наличных денежных средств. При этом используется его уфиницированная форма № ИНВ-15 (утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 г. № 88) или та, что разработана самим предприятием (ч.4 ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ). Все зависит от того, какие формы документов для отражения результатов инвентаризации утверждены в учетной политике.

Вся информация, полученная в ходе проверки, обобщается в акте, который составляется не менее чем в 2-х экземплярах (п.2.5 Методических указаний № 49). Его можно заполнить:

  • на компьютере;
  • от руки (черной или синей ручкой, без помароки подчисток).

В акте не допускается оставлять пустые строки. Документ подписывается председателем и всеми членами комиссии. А также материально ответственным лицом, которое таким образом подтверждает, что все перечисленные в акте денежные средства находятся на его ответственном хранении.

В специальном разделе акта инвентаризации наличных денежных средств (форма № ИНВ-15) кассир дает письменное объяснение излишков или недостач, если таковые выявлены в результате проверки.

Если в акт необходимо внести какие-либо исправления, то их должны оговорить и подписать все члены комиссии и материально ответственные лица. Причем исправляются все экземпляры документа.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Далее акт направляется руководителю организации, который анализирует содержащуюся в нем информацию и принимает соответствующие решения. Эти решения также должны быть отражаны в документе.

Приказ на инвентаризацию кассы (образец)

Порядок проведения инвентаризационных проверок кассы регулируется Федеральным законодательством РФ. В законе «О бухгалтерском учете» (No 402-ФЗ) четко прописан порядок и методика таких проверок. Целью их проведения является:

  • контроль ведения кассовой отчетности;
  • контроль сохранности денежных средств;
  • контроль правильности ведения финансовой документации.

Мероприятия по инвентаризации касс бывают плановыми (очередными) и внеплановыми (внезапная ревизия). Плановые мероприятия производятся с определенной периодичностью, утвержденной соответствующими нормативными актами. Сроки и регламент их проведения фиксируется в соответствующих положениях учетной политики предприятия.

Обязательным является проведение инвентаризационных проверок кассы:

  • в случае заключения договора аренды или купли-продажи на имущество предприятия с третьими лицами;
  • при смене формы собственности предприятия;
  • в отчетный период по итогам года;
  • при изменении состава лиц, несущих материальную ответственность (перед составлением акта приема-передачи денежных средств и финансовой документации);
  • в случае вскрытия фактов хищения денежных средств и прочих злоупотреблений;
  • при возникновении наводнений, землетрясений, пожаров и прочих форс-мажорных обстоятельств;
  • в случае ликвидации (реорганизации) предприятия.

Что касается внеплановых проверок кассы, то четкого регламента проведения этих мероприятий Федеральным законодательством не предусмотрено.

Юридическим основанием для проведения подобных мероприятий служит наличие у председателя комиссии приказа на проведение инвентаризации кассы, подписанного руководителем предприятия. Этот документ содержит в себе следующие сведения:

  • название и реквизиты предприятия;
  • дата составления документа и его номер;
  • цель, с которой проводится инвентаризация кассы;
  • перечень кассовых учреждений предприятия, в которых будет проводиться инвентаризация;
  • утвержденная дата, на которую назначено проведение мероприятия;
  • дата предоставления итогов проверки;
  • фамилии, инициалы и занимаемая должность всех членов комиссии, включая председателя;
  • перечень лиц, не являющихся членами комиссии, присутствие которых во время проверки обязательно (обычно это главный бухгалтер предприятия и кассир кассы, которая подлежит проверке);
  • фамилия, инициалы и должность руководителя, поставившего под приказом свою подпись, а также лица, ответственного за проведение мероприятия и предоставление отчетности по результатам проверки.

Образец приказа вы можете скачать здесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *